Их подвеска, конструкция и вместительность кузова созданы с расчётом на легкую перевозку и выгрузку зерна – предусматриваются люки для донной и боковой разгрузки, высокие борта, крепления для быстрой натяжки тента, укрепленный пол и надежная пневматика. Все это позволяет сделать транспортировку зерна эффективной и наиболее экономичной – особенно для тех, кто перевозит его в больших количествах.
В сущности, перевозка с помощью зерновозов – это самый рациональный и дешевый способ доставки зерна в наших условиях. Порты есть далеко не в каждом городе, а авиатранспортом, естественно, зерно доставлять экономически нецелесообразно, поэтому перевозка – единственный вариант. Даже если у небольшого хозяйства нет средств на приобретении собственного полуприцепа, оно может арендовать его у завода или другого хозяйства. Как правило, цена аренды составляет от 15 до 120 тысяч в месяц.
Виды бортовых полуприцепов-зерновозов
Нужно понимать, что нет четко описанных критериев для классификации зерновозных полуприцепов. Их можно выделять и на основании грузоподъёмности, и типа кузова, и количества осей, и способов разгрузки. Если все это обобщить, то классификация может выглядеть так:
- По числу осей
- По грузоподъёмности
- По способу разгрузки
- По типу кузова
Трехосные. Как правило, трехосные полуприцепы-зерновозы – минимум для перевозки зерна, поскольку при меньшем количестве осей нагрузка на одну колесо может превысить максимально допустимую норму в 5,5 тонн, а перевозить сырье в меньших количествах становится невыгодно.
Четырехосные. Наибольшей популярностью пользуются именно четырехосные зерновозные полуприцепы, ведь они позволяют поднять грузоподъемность автопоезда, в среднем, на 13-15 тонн. Кроме того, при четырех осях тормозной путь становится короче, поскольку выше площадь трения полуприцепа с поверхностью дороги.
Стандартные. В среднем, могут перевозить 15-20 тонн.
Тяжеловозные. Сюда относят наиболее могучие полуприцепы, которые в составе автопоезда могут без перевеса на одно колесо вмещать в себя от 20 до 55 тонн.
Справка! Поскольку важно учитывать и собственную массу всей конструкции, которая точно так же давит на дорожное полотно, то у облегченных полуприцепов-зерновозов грузоподъемность может быть на несколько тонн выше, чем у стандартных. Как правило, средний вес зерновоза – 12-15 тонн, а облегченного – 7-8, при этом грузоподъемность не страдает.
Самосвалы. Для разгрузки не требуется открытие каких-либо люков, груз высыпается либо сбоку, либо сзади от контейнера. Зачастую в такой модификации выпускаются как полуприцепы, так и просто прицепы – для возможности составить автопоезд из 2-3 звеньев.
С ручной разгрузкой. Такие зерновозные полуприцепы выпускаются с боковой разгрузкой или донной. Груз либо ссыпается из кузова в горы зерна, либо высасывается с помощью специальных рукавов и доставляется в хранилища.
Тентовые. Погрузка зерна в них осуществляется через вверх – преимущество сразу во время сбора урожая, когда грузовик идет рядом с комбайном. Потом на кузов натягивается тент, чтобы защитить груз от пыли, дождя и рассыпания.
Цистерна. Это жесткая конструкция из стали или алюминия, которая позволяет легко разгрузить зерно через нижний или боковой ссыпной кран. К нему же можно подключить специальный рукав, через который транспортировать груз. Такой кузов гораздо надежнее защищает зерно от внешних условий.
Как выбрать полуприцеп для перевозки зерна?
При выборе зерновоза нужно учитывать специфику его использования и предположительный средний объем зерна, которое требуется перевозить. В целом, можно выделить следующие критерии выбора:
- Масса. Чем выше она будет, тем меньше получится перевезти груза, так как нагрузка на дорожное полотно строго ограничена: от 5,5 до 11 тонн в зависимости от типа трассы.
- Материал корпуса. Предпочтение отдается легированной стали типа RAEX 700 MC, которая рассчитана на длительную эксплуатацию и высокие нагрузки, но она будет тяжелее алюминия. Тут нужно определиться, что важнее – вес или прочность и долговечность конструкции.
- Подвеска. Лучшим вариантом будет пневматическая, поскольку таким образом получится сохранить зерно в целостности и не разбить полуприцеп на наших дорогах.
- Тормоза. Дисковые будут несколько предпочтительнее барабанных, поскольку уменьшат тормозной путь.
- Наличие функции самосвала или люков для выгрузки. Здесь все зависит от желаний владельца, но зачастую удобнее использовать самосвальные зерновозы, поскольку времени на их разгрузку нужно в несколько десятков раз меньше, чем на разгрузку стандартных люковых контейнеров.
Интересно! Все полуприцепы образуют вместе с тягачом автопоезд, который способен маневрировать на изгибах дороги гораздо лучше, чем фура с прицепом. Это связано со способом сцепки полуприцепа-зерновоза: для соединения используется седельно-сцепное устройство, которое дает полуприцепу одну или две степени свободы и принимает на себя часть своего веса.
ТАБЛИЦА!!Для удобства – таблица с соотношением некоторых характеристик основных видов зерновозных полуприцепов.
Наиболее популярные модели зерновозов
Практически у каждого производителя большегрузов есть собственные модели полуприцепов, предназначенных для перевозки зерна. Кратко рассмотрим самых известных из них.
Зерновозы-полуприцепы от Scania. Это компания предлагает наиболее широкие возможности для различной конфигурации своих полуприцепов. Кроме того, к плюсам можно отнести максимальную оптимизацию веса, жесткости конструкции и нагрузки: благодаря использованию алюминиевых сплавов, небольших крыш и тонких, но при этом жестких стенок, в Scania смогли добиться увеличения полезной нагрузки некоторых видов зерновозов до 300-400 кг, что за год дает ощутимую прибыль. К минусам же можно отнести, судя по отзывам владельцев, не самую качественную подвеску. Среди всего модельного ряда можно найти алюминиевые полуприцепы-самосвалы как с задней, так и с боковой выгрузкой. Средняя цена нового полуприцепа – 4 млн. руб, б/у – 2,5 млн руб.
Факт! Техника этого производителя оснащена наиболее качественными дисковыми тормозами, что позволит добиться еще большей безопасности на дороге.Зерновозный полуприцеп ОдАЗ. Это наиболее популярная модель среди небольших хозяйств, поскольку на ОдАЗ собираются простые и надежные конструкционно машины, которые стоят несравнимо дешевле зарубежных моделей. Средняя цена такого полуприцепа б/у – 250 тыс. руб., новые найти гораздо сложнее. Минусов у него, конечно же, больше: отсутствие функции самосвала, низкая надежность конструкции и плохая рессорная подвеска. Правда, все это касается лишь старых моделей. Если повезло приобрести новую за миллион-полтора, то там будет прочный корпус из стали, надежные оси и боковые разгрузочные люки.
Зерновозы-полуприцепы от ТОНАР. Эта известная российская компания предлагает не очень много возможностей для кастомизации своих преимущественно стальных полуприцепов, но при этом имеет очень широкий модельный ряд, среди которого можно найти и специализированные семечковозы, и модели с раздвижными полами для быстрой разгрузки, и совмещенные с полуприцепом прицепы, которые вместе с тягачом образуют трехсоставный автопоезд. Объем кузовов варьируется от 30 до 58 м3. Есть облегченные модели из алюминия и композитных материалов. Есть полуприцепы-зерновозы с функцией самосвала с боковой разгрузкой. Причем такие модели могут устанавливаться в ряд и образовывать трехсоставный автопоезд. Средняя цена новой модели – 3 млн. руб., а б/у – около 2 млн. руб.
Полуприцепные зерновозы НЕФАЗ. Дочерняя компания ПАО «КАМАЗ», которая производит различные надстройки для тягачей этой фирмы. Линия зерновозов представлена трех- и четырехосевыми моделями. Самосвальных полуприцепов-зерновозов среди них мало, но зато в большом количестве присутствуют модели с боковыми откидывающимися бортами, что тоже ускоряет разгрузку. Полуприцепы этой компании имеют большие и надежные задние створки с мощной фурнитурой, но, судя по заявлениям владельцев, их зачастую сильно трясет на дорогах. Средняя цена нового зерновоза – 2 млн. 400 тыс. руб.
Полуприцепы-зерновозы от Сеспель. Эта одна из немногих российских и мировых компаний, которые производят, в частности, цистерны-зерновозы. Такие модели у данной компании выпускаются объемом, в среднем, 35-40 м3, изготавливаются из легкого сплава алюминия и оснащаются удобными кранами для быстрой разгрузки цистерны. Также в модельном ряде компании есть и обыкновенные тентовые полуприцепы, зачастую очень большого объема – до 70 м3. Средняя грузоподъемность таких полуприцепов – 35 тон при собственной массе в 8-9 тонн. Цена цистерны-зерновоза с завода – в среднем, 3,5 млн. руб., а обычного полуприцепа – около 2,8 млн. руб.
Зерновозные полуприцепы Bonum. Это российская компания, которая используется, в основном, зарубежные детали известных производителей, благодаря чему ее продукция получает в большинстве своем лишь положительные отзывы. Bonum не выпускает цистерн и самосвалов, но делает как легкие алюминиевые полуприцепы-зерновозы на, так и стальные – с хромированием и укрепленными бортами и полом. Собственная снаряженная масса трехосных моделей составляет от 7 тонн, четырехосных – от 8 Максимальный объем кузова всех моделей – до 60 м3.
Важно! Многие модели этого производителя имеют яркую окраску и флюоресцентные элементы, что в некоторой степени повысит безопасность езды в ночное время суток.
В первую очередь, ориентироваться при выборе нужно не на страну, в которой находится производитель, и не на известность марки, а на качество используемых деталей и узлов (например, хороший признак – подвеска от SAFHOLLAND), а также безопасность всей конструкции.
Во вторую, уже на личные критерии, требования хозяйства и объема перевозок – и, разумеется, цену. Если бюджет сильно отграничен, то можно приобрести б/у полуприцеп от ОдАЗ, который хоть и не будет иметь привлекательного вида и детальной проработанности, зато сможет сохранить зерно при перевозке – это главное. Если требуется купить новый и продуманный полуприцеп при достаточном бюджете, то оптимальные варианты – модели от компании ТОНАР, Scania и Сеспель, среди которых можно подобрать наиболее подходящие варианты как по объему кузова, так и по грузоподъемности, а у последней компании – найти еще и редкие зерновозы-цистерны.
Но это не означает, что другие фирмы делают плохой продукт. В деталях и общей проработанности они уступают вышеназванным компаниям, вроде Scania, но в целом любой новый полуприцеп, который можно найти на российском рынке, соответствует государственным требованиям по нагрузке на одно колесо, высоте и габаритам. Надеемся, что выбор теперь станет легче!